— Чем же все это закончится? — Будет дефолт. — Будет дефолт, вы уверены? — Да, я уверен.
Песни на вечные темы — любовь и дружба — за короткий период времени стали неактуальны. Все вокруг рассказывают анекдоты про финансовый кризис и даже поют про него. Каждая новая песня о том, что деньги испаряются, как кипящая вода, и что-то с этим нужно делать, вызывает бурный восторг публики. Часто этим пользуются неизвестные музыканты, желающие выбиться в люди. “ЗД” решила исследовать, как музыкальная общественность отреагировала на кризисную истерику.
Первой, как и следовало ожидать, запела столица рок-н-ролла Лондон. В конце октября британские чарты возглавил трек неизвестного доселе Энтана Дэбта (псевдоним некоего Алекса Йемона) “The Credit Crunch Song”, в переводе “Песня кредитного кризиса” на мотив хита 60-х “Monster Mash” Бобби Пикетта. Дэбт снял примитивное видео на тему того, как человека выгоняют с работы. В начале этого ролика он появляется в приличном костюме на приличном авто, с каждым кадром его костюм становится все дряхлее, в конце Дэбт остается в лохмотьях, без машины и дома. Британцы были настолько обрадованы такой визуализацией своих страхов, что прославили Дэбта на весь мир. Предприимчивый молодой человек решил воспользоваться успехом и продолжил тему кризиса, записав актуальную “Christmas Crunch Song” — “Песню кризисного Рождества”, снял ролик, в котором ходит со свечкой и повествует о своих безденежных бедах, а в финале девушка открывает пустые подарки: “Счастливого Рождества!”. Подобные “радостные” ролики вслед за Дэбтом стали производить и американцы.
Тему кризисного Рождества и Нового года поддержали на Украине. Местный певец Кузьма Скрябин сварганил незатейливый праздничный хит “Тазик оливье” и вложил его в уста девичьей кич-группы “Поющие Трусы”. Теперь коллектив, полностью оправдывающий свое название, распевает на украинском ТВ:
Проблемы не пугают, и кризис не побьет, Мы все равно красиво встретим Новый год, Народ простой, бывалый держится в седле, Пока еще хватает на тазик оливье.
В Москве неожиданно стала популярной песня Паши Чехова “Наступает кризис”. Старая песня, которая на самом деле не имеет никакого отношения к финансовому кризису, вдруг выстрелила.
— “Наступает кризис” была написана в 2007 году, — говорит Паша Чехов. — Она скорее про кризис среднего возраста, чем про финансы и кредит. Это короткая автобиография, если вслушаться в текст. Но слова “самое простое средство — ничего не делать и ждать” сегодня приобрели актуальность. Значит, правильные слова. Будем ждать!..
Недавно DJ Smash поделился тем, что вместе со своим старым товарищем, известным интернет-хулиганом Сявой, собирается сделать трек “МФК”. Аббревиатура означает “Мировой Финансовый Кризис”, или просто “МазаФаКа”. Изначально выход остросоциального трека был намечен на февраль 2009-го, но теперь DJ Smash не торопится: “Мы думаем, может, песня будет совсем не об этом”… Видимо, артисту так надоели разговоры о кризисе, что совершенно отпало желание о нем еще и петь.
Зато точно “об этом” вещает московская группа “Барто”. Тексты этого коллектива отличаются агрессивной ненормативной лексикой, притом что поет девушка — в этом и заключается экстравагантная изюминка проекта. Солистка “Барто” предупреждает:
Скоро все ****тся — и не успеешь опомниться! Кто ты теперь, офисный работник? Ты кочегар, слесарь и плотник! Оранжевую робу примерь, попробуй!
Вот такой черный юмор, от которого одних бросает в дрожь, а других в душевно-мазохистский восторг…
На денежные проблемы откликнулась и бардовская тусовка. Екатерина Романова из Челябинска выложила в Интернет “Песню про осень и мировой финансовый кризис”, объясняя свое творчество тем, что в их краях выдалась замечательная осень и ей надоел гундеж по поводу кризиса. Совершенно беззлобное творение по-женски успокаивает:
Пройдет совсем немного по меркам наших сосен, И вырулит планета, подобно кораблю, А мне бы так хотелось запомнить эту осень, И шорох листопада, и то, как я люблю.
Тем временем интернет-блогосфера не отстает и каждый день выдает переделки старых хитов на новую тему, породив практически новый музыкальный тренд — кризисных каверов и ремейков. Тексты порой хромают на обе ноги, но попадаются среди них и такие, которые можно даже петь. Так, особенную поддержку блогеров получил “Предновогодний вальс” из кинофильма “Москва слезам не верит”:
Сколько бы нас ни учили, как следует жить, Мы все равно наступаем на старые грабли, Так разрешите же средь непоняток и траблов Водочки граммов четыреста вам предложить...